Ветеран труда «ЦИАМ»
Знак
ЦИАМ - Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова, основан в 1930 году.
Располагается на двух площадках – в районе Лефортово Юго-Восточного административного округа Москвы (м. «Авиамоторная») и вблизи Лыткарино Московской области.
В 1930 году было принято решение об объединении винтомоторного отдела ЦАГИ, отдела опытного моторостроения авиационного завода им. М.В. Фрунзе и авиационного отдела Автомобильного и автомоторного НИИ (НАМИ) в единый Институт авиационных моторов (ИАМ).
В 1932 году на базе отдела ЦИАМ был создан ЦИАТИМ - Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел. Позднее он был преобразован во ВНИИНП (Всесоюзный научно-исследовательский институт по переработке нефти).
В сентябре 1933 года ЦИАМу было присвоено имя заместителя наркома тяжелой промышленности П.И. Баранова.
В январе 1935 года проводимые в институте работы по опытному двигателестроению были переданы на серийные моторостроительные заводы, при которых начали создаваться ОКБ. С созданием ОКБ ЦИАМ занялся теоретическими и экспериментальными исследованиями рабочего процесса и характеристик силовых установок, их прочности и надежности, а также оказанием научно-технической помощи ОКБ при создании опытных двигателей.
До Великой отечественной войны в институте исследовались и разрабатывались поршневые авиационные двигатели, созданные в ЦИАМ двигатель АМ-34 А.А. Микулина и двигатель АН-1 А.Д. Чаромского выпускались серийно и применялись на многих рекордных и боевых самолетах.
В 1943 году в ЦИАМе был разработан турбовинтовой двигатель комбинированной схемы с использованием тяги как от воздушного винта, так и от выхлопной струи. Первые образцы такого двигателя были построены в 1945-1947 годах.
В 1951 году были начаты систематические исследования сверхзвуковых осевых ступеней компрессора, получивших широкое применение на вновь создаваемых двигателях (РД11-300, Д-30КП, АЛ-7Ф, ВД-7, РД36-51 и других).
В 50-е годы в ЦИАМе был выполнен цикл работ по согласованию газотурбинного двигателя и сверхзвукового воздухозаборника, что явилось основой для создания регулируемых воздухозаборников и систем автоматического управления. В начале 60-х годов ЦИАМ явился инициатором отечественных работ по уменьшению шума реактивных двигателей.
В 1967 году были обобщены результаты исследования рабочего процесса ракетно-прямоточных двигателей различных схем, что, в частности, позволило создать первую объединенную математическую модель "двигатель - летательный аппарат".
В начале 70-х годов в ЦИАМе был создан натурный экспериментальный турбопрямоточный двигатель (ТРДП). Проведен на стенде комплексный эксперимент по определению газодинамических и тепловых характеристик ТРДП в условиях, близких к реальным.
В эти же годы начались активные исследования гиперзвукового воздушно-прямоточного двигателя (ГПВРД), приведших к созданию гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ) "Холод", на которой впервые в мире было проведено летное испытание водородного ГПВРД при числе М=5.7.
За выдающиеся заслуги в области научно-исследовательских работ по авиационному моторостроению ЦИАМ награждён орденом Ленина. За заслуги в создании, производстве и испытании новой авиационной техники ЦИАМ награждён орденом Октябрьской революции.